Профориентация: спасение утопающих в море профессий

Мы убрали из этой статьи все технические, психологические и прочие специальные термины и детали. Мы постарались все изложить простым человеческим языком. Если коротко, статья о том, что мы можем сделать, когда рассчитывать на помощь школы в профориентации не приходится. Но очень хочется защитить наших умных и талантливых детей от серьезных ошибок. Возможно, они набьют себе шишки в поиске своего пути, главное помочь им избежать серьезных травм, ломающих судьбу.


Рабы – не мы?

Большую часть своего бодрствования люди проводят на работе. Ведь мы отдаем работе (включая дорогу) 10 - 12 часов своего времени каждый день. Поэтому так хочется, чтобы люди могли говорить о себе словами Б. Окуджавы: "Я занимаюсь любимым делом, и за это мне еще платят деньги...".

К сожалению, для большинства это не так. Среди россиян лишь 14 % опрошенных ответили, что они «вполне удовлетворены» или «удовлетворены» своей работой. Впрочем, «быть удовлетворенным работой» не совсем то же самое, что «заниматься любимым делом». А это значит, что порядка 86% наших сограждан оказываются в положении… раба, добровольно или по принуждению обстоятельств.

Но ведь не такого будущего мы хотим для наших детей! Полагаю, большинство родителей хотят, чтобы жизнь их ребенка была наполнена радостью, смыслом и созиданием, а не мучительным прозябанием.


Причины

Мы полагаем, что причин такого положения вещей, конечно же, множество. Однако есть два основных фактора, от которых зависит удовлетворенность работой.

Деньги. Все-таки, как ни крути, даже на любимой работе без них не обойтись. А денег этих по сравнению с развитыми странами очень немного. Уровень зарплаты в нашей стране стоит на 50 – 60 местах в мире. А вот по стоимости жизни Санкт-Петербург, например, входит в двадцатку самых дорогих городов мира.

Но даже эти, сравнительно небольшие деньги, работники часто получают посредством «серых» или «черных» схем. И в результате оказываются социально незащищенными. Т.е. выплаты по больничному, отпускные или выходное пособие при сокращении эти работники получат копеечные, даже если сейчас и зарабатывают неплохо, но «по черному». И это закономерно порождает в людях тревогу за завтрашний день.

Тем не менее, удовлетворенность работой зависит не только от количества денег.

Собственно работа. Деньги лишь необходимый фактор, но для удовлетворения работой вовсе не достаточный. Для того, чтобы работа приносила радость она должна давать человеку многое – это и интерес к содержанию работы, и круг общения, и чувство уважения и самоуважения, ощущение смысла и значимости своей деятельности.
А ведь для того, чтобы люди получали все перечисленные радости от работы, им требуются совершенно разные условия. Люди-то разные. Разные интересы. Разный темперамент. Разные способности.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, ваш ребенок должен глубоко знать себя и иметь хорошее представление о специфике выбираемой специальности.

Вот только к тому моменту, когда остро встает проблема выбора, т.е. в 15 – 17 лет, молодые люди имеют очень смутные представления о себе, они еще мало в чем успели себя попробовать. Так же мало, как о себе, подростки знают и о различных специальностях, чаще всего их представления очень поверхностны. И не удивительно, ведь в этом возрасте бурлящих гормонов их больше занимают вопросы взаимоотношений со сверстниками, а не будущая работа, которая кажется пока мифически далекой.

Таким образом, получается, что один из самых важных выборов в своей жизни молодые люди делают руководствуясь случайными обстоятельствами, иногда важными, но не имеющими ни какого отношения к грамотному выбору профессии.
Вот факторы влияющие на выбор ВУЗа:
ВУЗ находится рядом с домом. Более 40 % абитуриентов отметили этот фактор, как один из решающих.
Рекомендации родителей и друзей. Более 56 % абитуриентов сделали выбор таким образом.
Реклама в СМИ: 20 % абитуриентов последовали ее призывам.
Литература о будущей специальности помогла всего 9 % абитуриентов.
Помощью психологов и специалистов по профориентации воспользовались около 4 - 6 %.
Рекомендациями, полученными в школе, воспользовались только 2 % .


Что делать?

Нередко родители пытаются решить вопрос выбора профессии, отдав ребенка в школу с углубленным изучением какого-либо предмета, который, по их мнению, мог бы пригодиться ему в дальнейшем. Однако часто дети попадают в эти специализированные школы вовсе не потому, что имеют явный талант к математике, языкам или еще чему-то. Нередко это просто попытка родителей обеспечить приемлемый уровень окружения и образования. А иногда и проявление амбиций. Ведь некоторые родители стыдятся, если их чадо учится в «обычной» школе.

К сожалению, для многих детей это становится тяжелым и часто бессмысленным испытанием, подрывающим их здоровье и веру в себя. Им очень трудно «тянуть» действительно более сложную программу, рассчитанную на детей со способностями значительно выше средних.

В то же время, велика вероятность, что окончив специализированную школу, человек выберет себе и соответствующую специальность, даже если она ему не очень подходит. Срабатывает так называемая «ловушка вклада» – «Пришлось преодолеть столько трудностей, чтобы окончить эту школу, неужели все зря?»

Разумеется, полученные знания могут пригодиться и в другой специальности. Тем не менее, это не ответ на наш вопрос: «какая работа будет нужна этому человеку, чтобы он был в ней успешен и счастлив?»

Вспоминая древних греков

Недаром один из афоризмов Козьмы Пруткова гласит «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».
Упомянутые древние греки считали, что человек должен быть гармоничен. И если ребенок демонстрировал хорошие интеллектуальные способности - учителя уделяли больше внимания физической культуре. Если ребенок был хорош в изящных искусствах – больше времени отдавали изучению философии и математики. Ведь то, что дано от природы будет при нем, а вот развить недостающее – это и была их задача.

Но слишком велик соблазн идти по пути наименьшего сопротивления, заниматься преимущественно тем, что хорошо получается. В результате может получиться так, что имея отличные успехи в математике, ребенок может оказаться слаб физически или совершенно несведущ в литературе. Еще хуже, если он окажется неприспособлен к социальным контактам со сверстниками – все их общение будет сведено к даванию (или недаванию) списать контрольную работу.

Кроме того, не надо забывать, что узкая специализация в большей степени выгодна социальной системе, а не самому человеку, которому предлагается занять свое место винтика в огромном и малопонятном механизме.

Поэтому здорово, если ребенок во многом себя пробует – и спорт, и музыка, и живопись. Ходит в туристический походы и в литературный или биологический кружок. И не стоит огорчаться, если ребенок начинает чем-то заниматься, а через год бросает и переключается на другое. Ведь в этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.


И все же приходится делать выбор

И делать его заведомо раньше, чем следовало бы. Раньше только для мальчиков так критически важно было поступить в институт сразу после школы, чтобы получить отсрочку от армии. Теперь, в связи с недолговечностью сертификатов ЕГЭ, и девочки вынуждены поторопиться с выбором. Поэтому более 60 % учащихся школ столичных городов в выпускных классах занимаются с репетиторами или на курсах по подготовке в институт.
Более 80 % поступающих в ВУЗы молодых людей попадают туда сразу после школы. Кстати, примерно, таков же процент неудовлетворенных в последствии своей работой. Возможно, это просто случайное совпадение.

Мы полагаем, что в условиях, когда у подростка нет ни достаточного опыта, ни достаточных знаний о себе и рассматриваемых профессиях, становится критически важной роль профориентации.


Профориентация «У НАС» И «У НИХ»: как обстоят дела?

Осенью 2009 года «Росмолодежь» провела ряд мероприятий по профориентации. Это были семинары и тренинги, в которых приняли участие 3 тысячи выпускников. Для справки – в 2009 году в нашей стране было порядка 930 тысяч выпускников. Т.е. в акции участвовало 0,3% выпускников (99,7 % не участвовали.) Мы не будет обсуждать качество этих семинаров. Как говорится: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет».

Если же говорить о какой-либо слаженной системе профориентации, то ее на сегодняшний день в России не существует.

Для сравнения: в настоящее время в США курс Career Development (развитие карьеры) включен в систему образования, проводится для детей в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры. Этот курс составляет порядка 300 часов. Поверьте, это очень большой объем!

В Японии по методу, разработанному Фукуямой еще в 70-х годах, школьники 7-9 классов пробуют себя в реальной работе в сферах, охватывающих практически все виды деятельности человека. За 3 года они могут пройти порядка 48 профессиональных проб. Сами дети, а также учителя и специалисты по профориентации оценивают проявленные ребенком качества и умения. Затем, школьники могут сравнить свои результаты с теми требованиями, которые предъявляет профессия. Главное, чему способствует этот метод – знакомство ребенка с профессиями и развитие способности к самоанализу.


Спасение утопающих…

Ну что ж, рассчитывать снова придется, как обычно, на самих себя. Но что мы можем сделать конкретно?
Прежде всего, нужно понять основной принцип профориентации, который базируется на триаде «хочу – могу – целесообразно».

И родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.
Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.


Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе. Не критикуйтевыбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность стоит в самом низу по оплате.

Правило третье. Понимать, что ваш ребенок может. Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

А сколько ограничений могут добавить психологические проблемы! Получится ли хороший менеджер из неуверенного человека, боящегося принять решение, избегающего ответственности? Сможет ли вести переговоры человек, который боится или не умеет внятно изложить свою точку зрения? И если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человека, вряд ли его ждет успех в работе с людьми. К счастью, многие психологические проблемы исправляются проще, чем медицинские.
Но «может» - это не только об ограничениях, связанных со здоровьем. Ведь некоторые дети имеют, наоборот, выдающиеся способности в чем-то. И надо подумать, где эти способности могут быть наиболее успешно применены.

Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторам, т.е. к самому ребенку. А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно», зависящей так же и от внешних факторов. Где способности вашего ребенка могут быть востребованы?

Предположим, ваш сын мечтает о профессии юриста. Смотрит фильмы об адвокатах, на уроках выступает, изучает книги по логике и риторике. При этом понимает, что сразу после университета его вряд ли ждет адвокатура. Придется поработать лет 5 следователем или рядовым юристом. Т.е. вполне адекватно оценивает свою карьеру, по крайней мере, на несколько лет вперед. И при этом вы где-то прочитали, что как раз лет через 7 (2 года его школы и 5 лет университета) в стране ожидается некоторое «перепроизводство» юристов. Понятно, что им будет труднее найти работу, может упасть уровень их зарплат. Тем не менее, юристы все равно будут нужны, а ваш ребенок, с его заинтересованностью и целеустремленностью, похоже, имеет все основания преуспеть в этом деле. Так пусть дерзает!

Или напротив, вы видите, что увлечение дочери, скажем, дизайном одежды достаточно случайное, она не очень-то представляет всех сложностей этой профессии, и не хочет о них задумываться. Не понимает, что после окончания ВУЗа, вероятно, придется поработать на производстве, а отнюдь не в модной дизайн - студии. Да и характер у нее не тот, чтобы пробиваться в этих весьма специфических и непростых джунглях под названием «мир моды». В этом случае имеет смысл мягко подбрасывать развенчивающую миф информацию.


Что могут предложиить специалисты

Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы применяем:

1. Специальные тренинги, в ходе которых мы наблюдаем за поведением ребенка в различных играх и упражнениях.
Именно через игру ребенок познает себя и мир. Для нашей цели игры должны быть смоделированы так, чтобы ребенок мог проявить и развить определенные способности и навыки.
Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности. Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и претворять его в жизнь. Проявлять разные аспекты своего творчества. И в результате мы можем увидеть:
Склонен ли он брать на себя ответственность?
Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?
Может ли он организовать деятельность других людей?
Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?
Какова его работоспособность в различных условиях?
и многое другое

Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.

Очень важна здесь помощь квалифицированного психолога, который после окончания игры помогает детям осознать, что они чувствовали, как вели себя в тех или иных игровых ситуациях, что нужно изменить в своем поведении, чтобы быть более успешными. Под руководством психолога дети делятся впечатлениями и размышлениями друг с другом. Огромная польза такого обмена мнениями между детьми в том, что друг от друга они готовы воспринять зачастую больше, чем от назидательных взрослых.
В результате обучения в тренинге дети расширяют и накапливают знания о себе и о разных видах деятельности. О том, что у них получается лучше, что им интереснее, какие качества им целесообразно в себе развивать.

2. Тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.

3. Обратная связь психолога с родителями. Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.



Эта статья написана по материалам нашего доклада на ежегодной выставке «Personal Swiss», которая состоится в апреле 2010 г. в Цюрихе. Доклад посвящен методике, позволяющей выявить основные профессиональные склонности ребенка, т.е. определить профессии, в которых он будет наиболее успешен.

К сожалению, наши западные коллег проявили большую заинтересованность в наших идеях выхода из «профориентационного кризиса», чем российская школа, которая пока не имеет возможности применить эти идеи на практике. Но на наших тренингах с детьми мы активно используем описанные методы и уверены, что они, принесут плоды.

Авторы: М. Григорьев, профессор Северо-западной Академии Госслужбы, Б. Гамаюнов, директор Консалтинговой компании «РКН»

всі новини

Роздрукувати сторінку

Нагору Назад